1.3. Методы культурологических исследований

Очевидно также, что огромное значение в развитии любой науки имеют методологические аспекты её разработки. Поэтому каждая новая научная дисциплина, используя старые, общенаучные способы познания, стремится выработать свои специфические методы. Естественно, что Методы Культурологических Исследований Весьма разнообразны. Культурология как интегральная научная дисциплина использует самый широкий спектр методологических

10


Приемов: от научно-теоретических концепций до конкретных, культурометрических, математико-статистических подходов. Она активно применяет также моделирование и прогнозирование культурно-исторических процессов с использованием новейших информационных технологий в обработке потоков научной информации в режиме реального времени и постоянного мониторинга.

Основным путем современного познания, безусловно, является Метод Культурологического Анализа И Синтеза. Он представляет собой совокупность способов и приемов исследования, направленного на постижение сущности культуры и построение целостного знания о ней. Выбор метода играет решающую роль, поскольку задает общее направление исследования, учитывает специфику подхода к объекту познания и является исходным пунктом в оценке полученных результатов. В истории культурологии этот метод является воплощением научных принципов познания и объяснения мира. Например, в структуралистских теориях культуры он направлен на выявление характера и специфики её структуры. Это диктует следующую последовательность приемов исследования. Во-первых, необходимо добиться представления о реальном состоянии культуры как огромного поля разнообразных текстов. Во-вторых, важно обнаружить и зафиксировать исследуемые элементы. В-третьих, нужно сформулировать правила преобразования и создания абстрактно-логической модели общекультурного кода для обработки и вывода данных. В-четвертых, целесообразно определить и проанализировать все возможные последствия проделанной работы. Главной целью культурологического анализа является раскрытие алгоритма становления универсальности человека. Поскольку человеческое в самом человеке и в созданном им мире не представлено непосредственно, его постижение предполагает использование специальных процедур познания, понимания и постижения.

Большое значение имеет использование Психоаналитического метода. Он представляет особый Метод Анализа Культурных текстов, восходящий к классическому психоанализу Зигмунда Фрейда. Наиболее разработанными концептуальными направлениями являются мотивный анализ и парасемантика языка. Мотивный Анализ Представляет собой разновидность подхода к художественному тексту и любому семиотическому объекту, базируется на принципе Фрейда «чем свободнее случайные ассоциации, тем они надежнее». Мотивный анализ не выделяет в тексте структурных уровней, а рассматривает мотивы как компоненты, пронизывающие текст, структура которого напоминает запутанный клубок нитей. При этом за единицу анализа берутся не слова и предложения, а мотивы –

11


Кроссуровневые единицы, которые, варьируясь и переплетаясь,
создают неповторимую картину текста. Парасемантика – концепция
семантики языка, основывающаяся на том, что составляющие
значение слова смыслы часто образуются путем случайных
ассоциаций, согласно представлениям основоположника

Аналитической психологии Карла Густава Юнга.

В последнее время на Западе широко используют методы Символического Интеракционизма, применяемые в социологических исследованиях. Их последователи исходят из того, что общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера. Общее понимание слов, жестов и других символов облегчает взаимодействие индивидов, позволяет интерпретировать поведение партнеров, осмыслить намерения друг друга и адекватно реагировать на них. Источник формирования значений символов коренится в самом процессе социальной интеракции, когда люди, стремясь к достижению практических результатов во взаимной кооперации, договариваются о принятии определенных значений за символами. В ходе социализации индивид осваивает значение различных символов, выработанных в обществе, и тем самым более успешно осуществляет процесс вхождения в социальную роль и воспринимает установки «обобщенного другого». Сама социальная деятельность личности представляет собой совокупность её социальных ролей, зафиксированных в системе языковых и других символов. Теоретические положения и методология исследования широко используются для объяснения символических основ социального взаимодействия в социальной психологии и культурологии.

Антропологические Подходы Рассматривают специфику взаимодействия культуры и человека во второй половине ХХ века. Согласно этому подходу культура есть класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации. Возможность передавать культуру небиологическими средствами – главная отличительная черта человека, использующего культуру в борьбе за выживание. Метод насыщенного описания использует принципы герменевтики, историзма, универсализма, культурного плюрализма и релятивизма, взаимозависимости культуры и природы человека. Это позволяет понять, как живут люди в интерпретации социального дискурса, а также необходимость всестороннего и конкретного изучения взаимодействия народов, осторожность в формулировании всеобщих законов истории общечеловеческой культуры.

Игровые Методы Исследования изучают роль мифов, фантазии в мировой цивилизации, а также самой игры как всеобщего принципа

12


Становления человеческой культуры. Они включают в себя три сферы анализа: собственно историографию, разработку теории возникновения и развития мировой культуры и критику эпохи. Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры придается игре как основе человеческого общежития в любую эпоху. Её цивилизационная роль заключается в следовании добровольно установленным правилам, в обуздании стихии страстей, в стремлении поместить в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, право и военное мастерство культурного наследия прошлого.

Культурометрические Методы Исследования позволяют по формальным показателям использовать огромный статистический и фактический материала в анализе количественных и качественных параметров культурной динамики. Например, ЮНЕСКО ежегодно собирает, анализирует, обрабатывает и публикует данные официальной статистики двухсот стран по пятистам параметрам. Так, по совокупным индексам интеллектуального, культурного и образовательного развития Россия за последние десять лет скатилась с третьего места на тринадцатое. По степени информатизации и объему потребления культурных ценностей россияне занимают семидесятое место среди развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Таковы «горькие» плоды непродуманных и поспешных реформ в нашей стране. Это происходит на фоне информационной революции, мультикультурного и образовательного бума на земном шаре, когда значительные слои населения приобщаются к самой оперативной, достоверной и актуальной информации, имеющей перспективное, практическое и упреждающее значение. Так, по последним подсчетам специалистов ЮНЕСКО, степень объективности российских СМИ снизилась с 50 процентов до трех, или в 16 раз. Россияне буквально задыхаются в дезинформационном «мусоре», испытывая огромный дефицит в приобретении необходимых, полезных знаний и навыков. Они стали жертвами наглых и циничных дельцов, пиарщиков и рекламщиков средств массовой коммуникации. Поэтому современный интеллигентный и культурный россиянин должен в совершенстве владеть навыками информационного анализа и обладать стойким иммунитетом к всевозможным манипуляциям со стороны «четвертой власти».

 
 

Литература по пчеловодству